Авдырдак - пеший поход по Башкирии

После поездки в Крым, о которой мы напишем позже, мы года четыре никуда не выезжали из Оренбурга. Всегда находилась какая-нибудь причина: то работа, то средств не было на путешествие, то еще что-либо. Но все поменялось летом 2016 года, - мы изначально поставили себе цель на этот год: выбраться на отдых. Спасибо большое нашим друзьям, которые пригласили нас выехать с ними в пешее путешествие по горам и тайге Башкирии.

Подготовка к походу началась за пару месяцев. Как оказалось, что для похода у нас имелась только палатка и обувь. Начались активные поиски всего необходимого снаряжения. Первым делом были куплены туристические рюкзаки и теплые спальники. В качестве походной одежды решили взять армейскую «ГОРКУ» - дешево и сердито. А также постепенно приобреталась всякая мелочевка. Помимо этого, было несколько собраний, где подробно обговаривался маршрут, порядок действий в экстренных ситуациях, меню, распределение обязанностей.

Итак, перейдем непосредственно к самому путешествию.

Наше путешествие начиналось ранним утром, после трудового дня, - двух дней свадебной съемки. В итоге нам совсем не удалось поспать перед дорогой, так как дома после съемки мы были только в 12 часов вечера, а сбор был объявлен на 04:00. Собралось нас 14 человек + велосипед. Наш друг Виталий взял с собой велосипед, т.к. нести тяжелый рюкзак на плечах он не мог из-за проблем с коленями. Отправились мы из Оренбурга на пассажирской газели, которая была до самого верха наполнена нами и нашими рюкзаками с вещами. Путь нам предстоял не близкий: около 450 километров.

Вид из окна менялся постепенно: сначала виднелись степи, плавно переходящие в холмы, затем, ближе к точке начала нашего пешего пути, стали появляться горы, и дорога пошла по извилистому серпантину. Постепенный подъем сменялся спуском, и снова вверх, поворот за поворотом. На серпантине меня одолевал страх, в душе было сильное переживание, хотелось вернуться домой, но путешествие только начиналось.

Спустя почти восемь часов мы были на стартовой точке. Наш маршрут начинался почти от села Инзер, мы не доехали до него 15 километров, и заканчивался в селе Толпарово. Нам предстояло пройти почти 50 километров по тайге и горам Башкирии. Подкрепившись и распределив общие вещи, мы выдвинулись в путь. Газель отправилась обратно в Оренбург, а мы пошли в гору по проселочной дороге. В первый день нашего путешествия нам предстояло пройти 11 километров: 8 - подъем в гору, и оставшиеся 3 - по прямой. Подъем в гору, не сказать, что был сложен, он был просто утомителен и однообразен. Мы шли по обычной дороге, вокруг нас были только деревья, в голове появлялись мысли о том, зачем нужно было столько ехать, чтобы просто идти по лесу – по дороге. К сожалению, даже поднявшись на вершину, где-то на 800 метров над уровнем моря, нам не удалось ничего увидеть. Только сквозь деревья можно было слегка разглядеть, что рядом резкий спуск и вдалеке виднелась вершина соседней горы. После вершины был небольшой спуск и дальше мы шли по прямой. Шли в меру своих сил, большинство из нас были совсем не подготовлены к подобным походам. Скорость идущих отличалась. Периодически приходилось останавливаться и дожидаться отстающих. Зато у нас была возможность в это время поискать грибы и немного отдохнуть.

К первому месту стоянки мы пришли около 8 часов вечера. Реши ставить лагерь недалеко от небольшой горной речки. Начинало темнеть, но, благодаря грамотному распределению обязанностей, все знали, чем надо заниматься. Девочки занялись приготовлением ужина, мужчины - расстановкой палаток и разведением костра. Я же всеми путями избегала готовки, так хотелось уже отдохнуть от нее. Поэтому сначала я решила помочь мальчикам с расстановкой палаток. А позже, с мужем пошли за дровами для костра. Организатор похода, Володя, вовремя ужина решил, что утром нет нужды вставать рано, после бессонной ночи и утомительной дороги лучше поспать подольше. В итоге утром мы проснулись в 9 часов. Открыв палатку, мы увидели Данилу, который разводил костер.

Потихонечку начали просыпаться остальные. Костер был уже готов, грелся чай и остатки вчерашней ухи. Кто-то сидел у костра в ожидании чая, кто-то принимался за готовку завтрака, а кто-то ещё спал. Лагерь потихоньку оживал. А на небе тем временем стали собираться тучи. Закипел чай, разогрелась уха, начал капать мелкий дождик. И только мы успели разложить еду по тарелкам, пошел сильный дождь, который вскоре превратился в ливень. В это время мы уже сидели в палатке, закутавшись в спальники, ели уху и попивали утренний чай. Через полчаса дождь продолжал лить, в соседней палатке раздавались крики о том, что под ними уже настоящий ручей. В нашей же палатке было сухо и тепло. И мы легли снова спать.

Проснувшись мы услышали голоса ребят. Высунув голову из палатки, увидели, что практически все встали и натянув веревки между деревьями, сушили вещи после дождя. Позже была приготовлена вкусная каша с изюмом и сгущенным молоком. После того как мы поели, у нас был час на сборы. На небе уже сияло яркое солнце, и пока мы собрали вещи, то сильно запарились, и мужики решили искупаться. А так как вещи уже были собраны, то решили искупаться голышом. Мы, девушки, стояли в стороне, там, где видеть ничего не могли, но зато слышали веселые крики, доносящиеся с реки. Чем дольше они купались, тем больше появлялось желание искупаться. И кто-то из девчонок предложил окунуться в речке так же голышом. Итак, было принято решение пойти после ребят. Речка эта была неглубокая, где-то до середины голени, но в одном месте имелась небольшая ямка, напоминающая ванную, где воды было по пояс. Заходить в речку было непросто, так как под ногами была неровная земля и песочек, а камни, большие и скользкие. Вода была хоть и не ледяная, но очень холодная. Буквально через пару минут купания мы все покрылись мурашками. После утренних купаний все взбодрились и были готовы к приключениям.

На второй день нам предстояло пройти приблизительно 8,5 километров, практически по прямой. Выходя из леса, мы увидели одинокий домик, стоящий меж холмов, на который падало вечернее солнце. Подойдя ближе, мы услышали лай собаки, а позже увидели и выходящего во двор старика. Часть ребят были уже знакомы с ним, так были у него в гостях четыре года назад.

В месте где когда-то была деревня Субхангулово, остался стоять только один дом, в котором проживает дед в полном уединении. Ему уже 83 года и он никогда не был женат. Его навещает племянник из соседней деревни, который привозит ему еду и самое необходимое. Летом племянник бывает раз в неделю, а зимой раз в месяц, т.к. летом есть грунтовая дорога, и можно добраться на машине, а зимой - только на лыжах.

Мы расположились у дедушки во дворе. Он предложил растопить баньку и показал где можно приготовить ужин. Ужин мы готовили в отдельно стоящем домике, в котором располагалась печка, рядом с ней была поленница дров. А над печкой, под самым потолком, висели жердочки для сушки белья. Сам же потолок был сожжённым. Сразу было видно, что когда-то эта постройка горела, и неизвестно: как ему удалось ее потушить.

Ужин был готов, а банька натоплена. Дедушка пригласил нас в дом отужинать. Мы всячески уговаривали его поесть с нами, но он объяснял свое нежелание тем, что он кушает только засветло, а за окном уже была ночь. Пока мы кушали, дедушка рассказывал о своей жизни, что после службы в армии, его позвали работать в городе, но он не смог отказаться от своей жизни в деревне. Раньше он ходил на охоту, а сейчас сил, чтобы ходить на охоту, у дедушки нет. Поэтому теперь он занимается огородом и пчелами. И медведей он видит, когда те приходят на ближайшие холмы полакомиться ягодой. А вот волки зимой заходят к нему прямо во двор. Несколько раз они задирали его собак. Но последний его пес очень хитрый, когда приходят волки, он прячется под дом - пролазит через узкий лаз и сидит там. Волки же намного больше собаки и пролезть туда не могут.

Немного погодя мы с девочками отправились в баню. Банька от дома располагалась поодаль, в метрах 80-ти, а рядом с ней протекал ручей. Напарившись в баньке, мы бежали в темноте, голышом к ручью, обливались ледяной водой, и снова бежали в баньку. И так раза четыре. Было уже очень поздно и мы решили, что больше не стоит купаться - нужно уступить баню нашим мужчинам.

После баньки мы пожелали спокойной ночи дедушке и отправились в домик, где ранее готовили ужин, чтобы обсохнуть и приготовить чай. Сквозь трещинки в печке виднелись языки пламени, доносился треск горящих дров.       Домик конечно был очень мал, мы с трудом помещались там ввосьмером, но хоть места было и немного, было ощущение уюта и спокойствия. Попивая горячий чай, мы делились полученными впечатлениями от пройденного пути. Сквозь маленькое окошко было видно полную луну, а выйдя во двор мы увидели небо, усыпанное яркими звездами. После бани мы спали как младенцы.

Утром, проснувшись и открыв палатку мы увидели облака, проплывающие сквозь вершины гор. Местами складывалось ощущение, что они застревали и сползали по склону, растворяясь мягкой дымкой по равнине, где исчезали и вовсе без следа. С наших палаток, под лучами теплого солнца, которое появлялось из-за облаков, потихоньку испарялась утренняя роса.

Утро началось очень бодро: умывшись ледяной водой с ручья, мы приступили к сбору вещей и готовке завтрака. Мы никуда не торопились, так как участок, который нам предстояло пройти, был очень мал, всего около 4 км. Но большая его часть проходила по руслу реки. Вещи были собраны и сделав немного фотографий с дедушкой мы, попрощавшись с ним, отправились в дорогу.

И тут нам немного повезло, так как речка почти высохла и остались только большие лужи. Некоторые были настолько большие, что обойти их было невозможно, поэтому приходилось идти прямо по лужам. Пройдя большую часть пути, мы вышли на поляну, где пару раз видели змей. Змеи хоть и были не большими, но так как у меня просто панический страх от змей и пауков, встреча с ними доставляла мало удовольствия. Дальше нам на пути встретилась старая газовая плита. Мы долго не могли понять кому она могла понадобиться в этой глуши, и кто ее мог привезти сюда. Хоть здесь раньше и было поселение - сейчас же от него не осталось и следа.

Очень скоро мы уже подходили к месту нашей очередной стоянки. Остановились мы, как всегда, неподалеку от речки, на поляне.

Я, с криком: «Вижу сухие деревья!», побежала в рощу за дровами. Витя решил тоже присоединиться ко мне. Большинство сидели на дороге и переводили дух. Володя и Данила пошли искать место, где лучше всего было бы поставить палатки. Осмотрев округу было принято решение занять полянку рядом с дорогой. Началась очередная рутина: разбирали вещи, ходили за водой и дровами, ставили палатки и занимались приготовлением еды. Вечер предвещал очень вкусный ужин, нас ожидал плов, приготовленный на костре. В этот раз для костровища была выкопана яма, на которую установили решетку от плиты, спасибо за нее Даниле и Диме, которые сходили за ней, пройдя треть нашего пути обратно.

Пока готовился ужин, многие решили освежиться в речке. Течение здесь было небольшое, а все дно речки было усыпано большими скользкими камнями. Самое глубокое место, которое мы нашли, - было чуть повыше колена и протяженностью всего пару метров. Окунувшись в прохладную водичку и встав, я услышала жужжание и тут же почувствовала резкий укус на спине. Откуда ни возьмись появилось очень много слепней, все они так и норовили укусить. Спасало от них только полное погружение в воду, поэтому особого удовольствия от купания получить было просто невозможно.

Когда мы вернулись в лагерь, нас уже поджидал горячий, ароматный плов и салат из свежих овощей. В этот раз ужин был ранний, в шесть часов. Поев, я предложила девчонкам прогуляться и заодно поискать дрова, а мужчинам в этот раз было решено доверить мытьё посуды. За дровами мы решили отправиться на гору, где у подножья стояли большие высокие березы. Самым коротким путем был путь, лежащий через поле. Но трава была очень высокой, - местами по грудь, поэтому идти было неудобно и страшновато. Иногда можно было увидеть лежанку какого-то животного, в виде примятой травы. Приблизившись к деревьям, мы поняли, что, во-первых, с таким деревом было очень сложно справиться, во-вторых, донести его через траву было еще сложнее. И, в-третьих, нам такое дерево просто нечем было рубить: топорик, который мы взяли в поход, был просто не приспособлен для этого.

Рядом с березами мы увидели несколько кустов с дикой красной турецкой гвоздикой и еще было много красивых цветов, название которых я к сожалению, не знаю. Набрав букет из них, мы решили выйти к дороге и поискать сухостой вдоль реки. Поиски наши успехом не увенчались - к деревьям, которые мы находили, или невозможно было подобраться, или он были сгнившими в труху. К сожалению, дров удалось добыть нам совсем немного. Вернувшись в лагерь, мы расположились у костра. Попивая чай, мы обсуждали предстоящий путь. Впереди нас ждал самый длинный участок - 17,8 км, предположительно пролегающий по равнине. Хоть утром и планировалось встать очень рано, никто не торопился идти спать.  Из костра иногда вырывались искры, устремляющиеся прямо в звездное небо, на котором ярко горела луна. Изредка, прикрывая лунный свет, проплывали облака, стремящиеся к вершинам гор. Ночь рядом с рекой оказалась очень холодной. Несмотря на то, что я легла спать в одежде, и в теплый спальник, посреди ночи я проснулась, трясясь от холода. И еще целый час я никак не могла согреться, чтобы уснуть.

Проснулись мы рано. В этот раз росы на палатках практически не было. Утро хоть и было слегка прохладное, но очень позитивное. Пока готовился завтрак, все успели собрать вещи и умыться. Поев, мы часов в 10 уже были готовы идти дальше. Шел четвертый день нашего похода.

По дороге, в ручье, набрали воды. Местами начали появляться редкие кустики малины с яркими спелыми ароматными ягодами. Каждый пытался ухватить рукой хоть одну ягодку. Но времени на то, чтобы остановиться и поесть ее вдоволь, не было. А также существовала вероятность того, что аромат ягод привлекает не только нас, но и медведей.

Шли мы по дороге часа два, после чего уперлись прямо в речку, на другой стороне была гора и продолжения дороги не было видно. Володя и Данил отправились осмотреть местность и попробовать найти хоть что-то похожее на дорогу. Вернувшись ребята сказали, что нашли остатки старой дороги и предложили идти по ней. И дальше наш путь продолжился по полю, с едва видимыми следами колеи. Настроение было на высоте оттого что мы шли теперь как настоящие путешественники, практически прокладывая свою собственную дорогу. Иногда часть из нас запевала песенку про Спанч Боба. Но так мы шли недолго, вскоре дорога наша зашла в небольшой лесок и уперлась в болото. В болотистой земле мы увидели отличный отпечаток копыта лося. Дальше идти не представлялось возможным. Поэтому было принято решение вернуться немного назад в поисках другой дороги.

Навигатор и карты показывали, что дорога должна идти вдоль реки. Не найдя дороги, идти пришлось прям по реке, так как по берегу идти было невозможно из-за зарослей колючих кустарников. Да и в этих кустах была высока вероятность встретить медведя.  Идти по реке было очень тяжело, наступая на камни, покрытые илом, нога так и норовила соскользнуть. Вскоре мы увидели дорогу, выходящую из реки. Пройдя по ней, мы опять уперлись в болото, вернулись обратно, и вновь пошли прямо по воде. Постепенно река стала углубляться: сначала по колено, потом все выше и выше. Пришлось выходить на берег и пробираться через кусты, так как вода стала доходить до пояса и была вероятность намочить вещи в рюкзаке. Вскоре мы наконец-то поняли, почему река становилась глубже - на горизонте показалась плотина бобров. Пройдя плотину, речка стала ниже колена, и мы снова пошли по ней. Увидев очередную дорогу, мы обрадовались. Но радость наша была недолгой, через 20-30 минут мы снова уперлись в болото. В итоге мы решили идти только по реке, до запланированной стоянки на пересечении двух рек, Большого Ревата с рекой Зилим.

Каждый нашел себе палку-посох, для того чтобы дополнительно опираться на них. Мы же, с мужем, крепко взяв друг друга за руку, устремились вперед. Скорость передвижения резко упала, так как многие, дойдя до реки, переобулись в сланцы, для того чтобы сберечь кроссовки. В начале пути я тоже попробовала идти в сланцах, но это было жутко неудобно. Нога постоянно скользила в них, при каждом шаге сланец пытался уплыть, а также было постоянное опасение удариться своими голыми пальцами о камни.

Время беспощадно приближалось к вечеру и стало ясно, что до запланированной стоянки мы сегодня не дойдем. После очередной  бобровой плотины мы увидели ровную возвышенность и решили остановиться там. Место выбрали прямо рядом с рекой, расположившись в 2-3 метрах от края. Сама полянка представляла из себя равнину, переходящую в гору, с невысокой травой. Вдоль реки росли деревья, поэтому добыть дрова было очень легко. Я, Витя и Майя пошли за дровами. Пока Витя носил дрова к лагерю, мы с Маей раскачивали сухие деревья, после чего они с грохотом падали на землю. Иногда верхушки деревьев обламывались и стремительно падали вниз: несколько раз мы еле уворачивались от них. Набрав достаточное количество дров, мы принялись устанавливать палатку.

В этот раз на ужин нас ожидала не менее вкусная гречка с каурмой (домашняя тушенка). Перед ужином мы решили ополоснуться. Окунувшись в реке нас сразу начало трясти от холода. Вода была очень холодная и уже было прохладно. Эта ночь предвещала быть холодной. Поев, мы посидели у костра, пока не высохли, и затем отправились спать. Так как вставать нам предстояло рано, ведь нужно было пройти остаток сегодняшнего пути, плюс 5 километров завтрашнего.

Утро были стандартное: подъем, завтрак, сборы и в путь. В этот раз большинство сменили сланцы на кроссовки, и мы тронулись очень бодро и весело. Больше не было порывов выйти из воды и искать путь по суше. По дороге мы встретили очень живописные скалы, нас периодически радовала своим изобилием малина и во время небольших стоянок, удавалось вдоволь поесть ее. При этом выходить из реки было не нужно, малина гроздями спелых ягод свисала прямо над водой. Местами возле берега можно было разглядеть следы животных, видели шикарный отпечаток лапы медведя. Пару раз увидели взлетающих уток с поверхности воды.

После обеда мы наконец-то нашли дорогу и пошли по ней. Часов в пять вечера мы были на месте где предполагалась вчерашняя стоянка. Это было небольшое поле у слияния двух рек. Мы сняли рюкзаки и переводили дух.  Впереди нас ждали 5 километров пути и завтра, в 12 часов, мы должны были встретиться с Сергеем - водителем газели, который приедет нас забирать.

Володя и Данил пошли осматривать местность, а мы собирали силы перед последним броском. Вернувшись, ребята сказали, что ночевать мы будем здесь, и сегодня уже никуда не пойдем. Мы поставили лагерь на чьём-то сенокосе, с уже скошенной травой, аккуратно сложенной в стога. Приехал мужчина на лошади, искавший своих лошадей. Поговорив с ним, мы выяснили, что до села, не пять километров, а пятнадцать. А это означало, что нам предстоял очень ранний подъем и быстрая ходьба. В этот раз мы развели два больших костра: на одном готовился чечевичный суп, грелся чай, а вокруг другого развесили мокрую одежду и обувь. Веревки в итоге были натянуты вокруг обоих костров. Все старались высушить свою обувь, так как по суше идти в мокром было жутко неудобно и можно натереть мозоли.

Подъем был в 6 утра, на траве только появлялась роса. Солнце медленно подымалось из-за гор, пробивая себе  лучами путь сквозь густой туман. Вещи собирались с каждым разом все быстрее и быстрее. К половине восьмого все, сытые и довольные, были готовы идти. Первым делом нам предстояло вновь пересечь реку. Перейдя ее, все начали переобуваться, кто-то заматывал мозоли, натертые до этого, кто-то одевался. А Витя перематывал скотчем один кроссовок, который накануне вечером я, по своей неопытности, пододвинув близко к костру, почти сожгла. На сборы после перехода реки ушло около получаса. После, напевая песни и с бодрым расположением духа, мы двинулись в путь. Пройдя километра три, дорога снова уперлась в реку. Нам предстоял очередной переход. Я сняла обувь, и, так как за сланцами лезть в рюкзак не хотелось, решила перейти босиком. И как оказалось зря. Камни были острыми и наступать на них босыми ногами, с большим рюкзаком за плечами было очень больно. И чем ближе был другой берег, тем больше казалось, что идешь как-будто по острию ножа. Но перейдя реку и осмотрев ноги, я не заметила ни одного пореза или ссадины.

На переобувания всей группы уходило минут 15. После перехода некоторые из нас желали присесть и отдохнуть, но так как времени оставалось мало и нужно было прийти на место встречи вовремя. Мы незамедлительно тронулись дальше. Пройдя еще пару километров, мы снова оказались у реки. В этот раз я решила не разуваться и многие тоже приняли такое решение. И не зря. За 15 километров пути мы переходили реку аж 8 раз. Идя вдоль реки, мы увидели красивое место. Вдоль берега тянулись шикарные скалы, и было видно, что здесь глубоко. Так и хотелось остановиться и искупаться, а еще лучше, если бы нам удалось дойти до него еще вчера, и заночевать именно здесь. Но нужно было идти дальше.

Вскоре мы были неподалеку от села Толпарово, конечной точки нашего маршрута. В село отправились трое ребят: Данил и Леша должны были закупить продукты на обед, а Виталя встретить газель и проводить к нашему лагерю. Отправили его, потому что он - тот единственный чудак, который отправился в наше пешее путешествие на велосипеде. Вскоре ребята все вместе вернулись на газели к нам. Мы вновь готовили гречку на костре. День выдался очень солнечный и жаркий. Остаток времени перед отправлением каждый проводил по-разному: купались в речке, спали в тенёчке, метали ножи в дерево – это было очень весело. Место нашей последней стоянки было очень живописным и перед отправлением, мы с большим удовольствием, сделали пару снимков на память.

Часов в шесть вечера мы выехали из села и отправились домой. Дорога была долгой и утомительной. Нас ожидало очередное пересечение реки и серпантин. И если до старта нашего похода дорога была асфальтированная, то от села Толпарово почти 50 км мы ехали по грунтовке. Деревья вдоль обочин были белыми от пыли, которую поднимали проезжающие машины. Через щели пыль проникала в салон «газели», отчего дышать становилось очень сложно. Нас спасали самодельные маски из влажных салфеток. Спустя почти три часа пути, подъезжая к Красноусольску, появилась асфальтированная дорога. Остановившись у минерального источника, мы наконец-то отдышались, смыли с себя слой пыли, набрали воды и продолжили путь дальше. Дома мы были уже на рассвете.

Как итог, за шесть дней путешествия мы прошли 86 километров вместо 48. Несмотря на то, что местами было тяжело: огромный рюкзак на плечах, холод по ночам, два дня пути по реке - у нас остались только положительные эмоции и масса ярких впечатлений.